Структура и органы управления

Закон «Об образовании в РФ»

Статья 26. Управление образовательной организацией

[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 3] [Статья 26]

 

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

             1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

              2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

 

             Статья 27. Структура образовательной организации                 

 [Закон "Об образовании в РФ"] [Глава 3] [Статья 27] 

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

 

         Органами управления Учреждения являются:

  • Общее трудовое собрание  коллектива Учреждения; 
  • Управляющий Совет
  • Педагогический Совет
  • Профсоюзный комитет
  • Родительское собрание

К компетенции Общего трудового собрания  коллектива Учреждения относятся:

  • выбор  членов Управляющего Совета из числа административных и педагогических работников  Учреждения;
  • разработка Устава, дополнений и изменений, вносимых в Устав;
  • разработка правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
  • определение основных направлений развития Учреждения, его  образовательной и  финансово-экономической деятельности;
  • рассмотрение вопросов охраны и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья воспитанников и обучающихся во время образовательного процесса;
  • принятие решений по урегулированию социально-трудовых отношений;
  • рассмотрение вопросов о поощрении работников Учреждения.

 

Управляющий Совет действует в соответствии с локальным актом Учреждения, разработанным на основе действующего законодательства. Состав Управляющего Совета избирается сроком на 3 года из числа административных и педагогических работников на общем собрании  коллектива в количестве, определяемом общим собранием  коллектива,а также из числа родителей на групповых (классных) родительских собраниях. Согласно Положению Управляющий Совет собирается  не реже 1 раза  в квартал. Управляющий Совет Учреждения считается собравшимся, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Руководитель Учреждения является членом Управляющего совета. Заседания Управляющего совета проводятся в соответствии с планом работы. Управляющий совет избирает председателя и секретаря сроком на один учебный год».

 

К компетенции Управляющего Совета относятся:

  • согласование Программы развития Учреждения, Устава, дополнений и изменений, вносимых в Устав, положений и других локальных актов в рамках установленной компетенции, основные направления развития Учреждения;
  • согласование по представлению директора Учреждения бюджетных заявок, смет бюджетного финансирования, прейскуранта цен и смет расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников,
  • контроль использования внебюджетных средств Учреждения, полученных от добровольных пожертвований, спонсорских средств, соблюдения здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, принятие мер по их улучшению;
  • содействие привлечению внебюджетных средств, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса и развития Учреждения, привлечение дополнительных источников финансирования и материальных средств в целях укрепления  материально-технической базы Учреждения, благоустройства его территории;
  • заслушивание отчетов по итогам учебного и финансового года;
  • поддержание общественных инициатив по совершенствованию и развитию процесса обучения и воспитания детей, творческого поиска педагогических работников в организации проектной,  экспериментальной, исследовательской работы;
  • определение путей взаимодействия Учреждения с научно-исследовательскими, производственными организациями, добровольными обществами, ассоциациями, творческими союзами, фондами, социальными и государственными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития личности;
  • ходатайствование, при наличии оснований, перед учредителем о награждении,  других поощрениях работников Учреждения, родителей и обучающихся;
  • взаимодействие с Общим собранием коллектива и Педагогическим советом Учреждения.

 

Функции Педагогического совета

  • определяет направления образовательной деятельности Учреждения;
  • рассматривает вопросы планирования образовательной деятельности, содержания, форм и методов образовательного процесса, вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении, вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, вопросы организации дополнительных образовательных услуг (в том числе платных);
  • выбирает  образовательные программы, технологии и методики для их реализации в образовательном процессе Учреждения;
  • организует выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта;
  • заслушивает отчёты Руководителя о создании условий для реализации образовательных программ, анализы работы педагогических и медицинских
  • работников по охране жизни и здоровья воспитанников, о ходе реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования, результаты готовности воспитанников к школьному обучению, выполнение плана работы за учебный год;
  • принимает учебный план, годовой календарный учебный график;
  • принимает основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования, рабочие учебные программы учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей).

Деятельность вышеназванных органов управления Учреждения регулируется соответствующими локальными актами  о данных органах.

В качестве общественных организаций для оказания помощи педагогическому коллективу Учреждения в организации образовательного процесса и социальной защиты обучающихся, в Учреждении действуют Общие (групповые, классные) родительские собрания и групповые (классные) родительские комитеты, деятельность которых регулируется соответствующими положениями. В состав общего (группового, классного) родительского собрания входят все родители (законные представители)  обучающихся посещающих Учреждение. Общие (групповые, классные) родительские собрания собираются не реже четырёх раз в год.

К компетенции Общего (группового, классного) родительского собрания относятся:

— рассмотрение и обсуждение основных направлений развития Учреждения;

— принятие решений по вопросам сотрудничества семьи и Учреждения;

— заслушивание отчётов о результатах образовательной, финансовой деятельности Учреждения за отчётный период;

— заслушивание отчётов родительских комитетом групп и классов о проделанной работе;

— внесение предложений по повышению качества учебно-воспитательного процесса;

— принятие к сведению рекомендаций педагогического коллектива по организации и содержанию воспитания детей в семье.

 Групповые (классные) родительские комитеты избираются на групповом (классном) родительском собрании, в количестве, соответствующем его решению. Избранные члены Родительского комитета выбирают председателя и секретаря сроком на один учебный год. Групповой (классный) родительский комитет работает по годовому плану, составленному совместно родителями и педагогическим работником Учреждения (воспитателем, классным руководителем и др.).

К компетенции  группового (классного) родительского комитета относится:

— содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса;

— содействие в организации совместных с родителями (законными представителями) мероприятий;

— участие в планировании и реализации работы по охране и защите прав, свобод и интересов обучающихся  и их родителей (законных представителей) во время образовательного процесса в Учреждении».

 

Функции профсоюзного комитета

  • Представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по социальнотрудовым вопросам в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ТК РФ.
  • Представлять во взаимоотношениях с работодателем интересы работников, не являющихся членами профсоюза, в случае, если они уполномочили профком представлять их интересы и перечисляют ежемесячно денежные средства из заработной платы на счет первичной профсоюзной организации.
  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Осуществлять контроль за правильностью расходования фонда заработной платы, надтарифного фонда, фонда экономии заработной платы, внебюджетного фонда и иных фондов учреждения.
  • Осуществлять контроль за правильностью ведения и хранения трудовых книжек работников, за своевременностью внесения в них записей, в том числе при присвоении квалификационных категорий по результатам аттестации работников.
  • Совместно с работодателем и работниками разрабатывать меры по защите персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  • Направлять учредителю (собственнику) учреждения заявление о нарушении руководителем учреждения, его заместителями законов и иных нормативных актов о труде, условий коллективного договора, соглашения с требованием о применении мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).
  • Представлять и защищать трудовые права членов профсоюза в комиссии по трудовым спорам и суде.
  • Осуществлять совместно с комиссией по социальному страхованию контроль за своевременным назначением и выплатой работникам пособий по обязательному социальному страхованию.
  • Участвовать в работе комиссии по социальному страхованию, совместно с горкомом, профсоюза по летнему оздоровлению детей работников учреждения.